ЛОДКИ: ДЕРЕВО, ДЮРАЛЬ ИЛИ СТЕКЛОПЛАСТИК?
— При выборе лодки актуальным является вопрос о подборе наиболее подходящего материала. Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим три наиболее популярных материала: дерево, дюраль и стеклопластик.
Стеклопластик
— Стеклопластик используется для сооружения пластмассовых корпусов моторных лодок и катеров. Исходный материал для них – ненасыщенные смолы из полиэфира и армирующие стеклонаполнители в форме холстов, тканей и жгутов. Корпус лодки строится в матрице, поверхность которой подвергается тщательной шпаклёвке и полировке, что придает поверхности лодки красивый блеск. Далее на матрицу наносят разделительный и декоративный слои. Формование обшивки связано с поэтапной укладкой слоев армирующей стеклоткани и их обработкой. При правильной эксплуатации долговечность превышает 25 лет
- Высокая стойкость к
гниению и коррозии. Это выгодно отличает пластмассу от дерева и дюраля. При хранении и спуске для защиты лодки от гниения и коррозия не требуется специальная покраска. - Отсутствие набухания. Благодаря этому масса пластмассовой лодки не увеличивается в сравнении с другими материалами.
- Красивый внешний вид.
- Значительным недостатком является только высокая стоимость.
Дюраль
— Дюраль является термически упрочняемым сплавом. Обычно лодки строятся из дюралюминиевых листов Д16А, закаливаемых для обеспечения высокой прочности. Таким образом, для наружной обшивки можно использовать тонкие листы: менее 2 мм (длина лодки – до 5 м). Заготовка подвергается отпуску: она нагревается до 350 °С с дальнейшим остыванием на воздухе. По завершению гибки обеспечивается повторная закалка: нагрев до 500 °С и охлаждение в воде. Для укрепления обшивки используют стрингеры. Они являются продольными ребрами жесткости, опирающимися на шпангоуты. Долговечность – до 20 лет при правильном уходе.
- Более высокая надёжность в сравнении с деревянными лодками.
- Упрощённый уход. Лодку достаточно регулярно ремонтировать один раз в год, желательно весной.
- Низкое качество отделки. Из-за наличия
клепаного корпуса и острых кромокдеталей, владелец лодки может испытывать определённые неудобства. - Низкая коррозионная устойчивость. Лодка подвержена разрушению в соленой или агрессивной сточной воде.
Дерево
— Это распространенный судостроительный материал, используемый для изготовления к
рупных яхт или небольших лодок.Вместо классической конструкции корпуса обычно применяют клееную обшивку. Ее пояса соединены между собой гвоздями и водостойким клеем. Палубы и надстройки небольших лодок обычно обшивают фанерой. Долговечность – до 30 лет при соблюдении основных правил эксплуатации.Преимущества:- Низкая стоимость. Дерево является наиболее доступным, следовательно, дешевым материалом длясоздания лодок.
- Простой процесс изготовлениялодок. Для того, чтобы собрать корпус с дощатой обшивкой или фанерой, не требуются специальные навыки или большие затраты времени.
Недостатки:- Низкая влагостойкость. Если летом лодка будет все время находиться на воде, а зимой не будет храниться в специальном ангаре, примерно через 5 лет она начнёт разрушаться.
- Низкая прочность. Деревянные лодки отличаютсянизкой стойкостью к механическим повреждениям.
- Необходим постоянный уход. Требуется выполнять регулярную шпаклевку и подкраску поврежденных мест, в противном случае долговечность лодки значительно снижается.
- Низкая стоимость. Дерево является наиболее доступным, следовательно, дешевым материалом длясоздания лодок.